[Company Logo Image] logo1.gif (322 bytes)

Основной творческий принцип – научный подход и бережное отношение к памятникам архитектуры в интересах наших клиентов

  Home Up Контакты Содержание

 Государственный Академический Большой театр

Краткая историческая справка.

 

Первое здание Большого театра (тогда он носил название Петровский) было построено в 1780 году по проекту архитектора Х. Розберга. От этого здания Петровского театра, сгоревшего 8 октября 1805 года, сохранились только части несущих стен, которые в более поздних проектах были сохранены и частично включены в планировку.
План Театральной площади был утвержден в 1818 году, и архитектор О. Бове разработал и реализовал ныне существующую ее композицию с доминирующим объемом здания Большого театра. Строительство театра по проекту архитекторов А. Михайлова и О. Бове было завершено в 1825 году на месте сгоревшего Петровского театра.
Однако это здание просуществовало только до 1853 года - 11 марта этого года произошел грандиозный пожар, в котором сгорело все, кроме несущих стен. Пожар уничтожил все интерьеры полностью. Сохранившаяся объемно-пространственная структура была взята за основу при разработке нового проекта реконструкции архитектором А. Кавосом (1856 г.).

Проект реконструкции театра, созданный А.Кавосом, отличался рациональностью и разумностью. При реконструкции изменился внешний облик Большого театра. Здание было увеличено по высоте на 2 метра, что позволило разместить в габаритах надстройки обширный декорационный зал (в настоящее время он перестроен и эксплуатируется как репетиционный зал). Были сохранены конструкции портика главного фасада, все фасады были декорированы в стиле неоклассицизма.
Планировка каре зрительских помещений на первом и втором этажах была сохранена почти такой, какой она была в сгоревшем театре А.Михайлова - О.Бове. Потоки зрителей разделялись за счет трех вестибюлей и системы лестниц, четыре из которых служили для подъема на ярусы. А.Кавос не просто восстановил театр, он сделал совершенным с точки зрения акустики его зрительный зал. Была перестроена по другой кривой стена зрительного зала, увеличена портальная арка сцены, углублена и расширена оркестровая яма, в конструкции которой использована деревянная дека. Древесина была использована в конструкциях зала и для его отделки, т.к. А.Кавос считал оптимальным с акустической точки зрения устройство зрительного зала по принципу устройства скрипки. Деревянными были дека плафона, дека пола партера, панели обшивки стен, конструкции балконов ярусов.
Зал был многофункциональным - помимо спектаклей в нем проходили балы и маскарады, которые устраивались не менее двух раз в неделю. Во время их проведения пол партера, представлявший собой деревянную конструкцию, при помощи специальных механизмов за короткое время приводился в горизонтальное положение.
Последующие реконструкции изменили планировку, и при этом все время прослеживалась тенденция к уменьшению объема помещений зрительской части.
Так, в 1895 году боковые фойе превращаются в Императорские фойе. Со временем доступ в них ограничивается, а затем прекращается практически полностью. Один из залов фойе (Бетховенский) стал концертным, что увеличило число зрительских мест, но уменьшило рекреационные площади.
Крыло буфетов по улице Петровке отошло в зону служебных помещений, то же самое произошло с боковыми лестницами и входами. Боковые вестибюли были превращены в буфеты, таким образом, не стало боковых входов в театр. От пяти фойе бельэтажа зрительскими остались только Главное фойе и Экспозиционный зал. Хоровой зал после реставрации 1991 года фактически стал служебным.
В настоящее время зрители имеют единственный центральный вестибюль и только две лестницы, ведущие во все ярусы.
Наиболее сильно был изменен северный фасад здания Большого театра.
Перестройка его началась практически сразу после окончания строительства - в 1859 году, т.к. театр с самого начала своего существования нуждался в дополнительных подсобных площадях для размещения декораций.
В 1859 году архитектором Никитиным (через 3 года после окончания строительства) разрабатывается проект строительства двухэтажной пристройки на месте разбираемых кирпичных стен, окружающих двор, с застройкой колонн северного портика (РГАЛИ, ф.659,оп.4, д.1824). Двухэтажная пристройка очень быстро перестала удовлетворять требованиям театра, и в 1887 году появляется проект надстройки третьего этажа архитектора Тихомирова. Чертеж хранится в РГАЛИ (ф.659,оп.4, д.2223). Проект был осуществлен. Если в первом варианте колонны северного портика были застроены до антаблемента, то теперь были застроены и антаблемент, и фронтон.
Предположительно, капители, фронтон и карниз были разобраны во время реконструкции 60-х годов ХХ века, в связи с устройством современной системы вентиляции.
Принципы строительства театров и архитектурно-планировочные решения пространства, заложенные А.Кавосом, а также рациональные идеи, использованные при проводившихся реконструкциях, остаются актуальными в наше время и могут быть использованы при предстоящей реконструкции Большого театра с учетом требований, предъявляемых к современным театральным технологиям.

Архивные документы и фотографии

Проект архитектора А.Кавосаб 1856 г.

 

 

Главный фасад

 

Фасад со стороны ул. Петровка

 

 

Северный фасад

 

Разрез

 

 

Архивные фотографии интерьеров театра (конец XIX века)

 

 

Главный вестибюль с парадной лестницей (рисунок, сделанный по фотографии)

 

Главное фойе

 

 

Бетховенский зал (бывшее Царское фойе)

 

Круглый зал (бывшее Царское фойе)

 

 

Круглый зал (бывшее Царское фойе)

 

 

Bottom menu russian
©2003 LabRT, Restavrator-M На главнуюВыполненные проектыВиды работКоллективКонтакты

Последнее обновление: июня 29, 2011