[Company Logo Image] logo1.gif (322 bytes)

Основной творческий принцип – научный подход и бережное отношение к памятникам архитектуры в интересах наших клиентов

  Home Up Контакты Содержание

 Дворцы Театры Культовые объекты Усадьбы Особняки и дома

 

Воссоздание Александровского зала Большого Кремлевского дворца (1995 - 1999 гг.)

Историческая справка

 

 

 

 

Архивная фотография Александровского зала

 

 

 

Так выглядел зал заседаний Верховного Совета СССР, просуществовавший на месте Александровского зала с 30-х годов XX века по 1996 год.

  [Product Image]

 

Таким стал Александровский зал Большого Кремлевского дворца после реставрации.

 

По рекомендации Министерства Культуры Российской Федерации разработка проектной документации по воссозданию Александровского зала БКД было поручено ООО "Реставратор-М". Работы были начаты в конце 1994 года.
К лету 1995 года было выпущено ТЭО, в котором была в общих чертах представлена идея воссоздания зала.
В марте 1996 года был готов эскизный проект восстановления Александровского зала, который прошел экспертизу в федерально-экспертно-лицензионном центре "Росгосэкспертиза", был утвержден и одобрен УГК ОИП г. Москвы и научно-методическим Советом Министерства культуры РФ.
Была проведена огромная работа по подготовке и выпуску проектной документации, включающая следующие основные разделы.


Анализ архивных материалов и натурных обмеров.

Были выявлены и изучены более 200 архивных дел и графических листов, относящихся к периоду строительства дворца, архивные фотографии из архивов Москвы, Санкт-Петербурга, США и Англии.


Определение форм и габаритов элементов архитектурного убранства зала. Разработка элементов декора.

В связи с тем, что выявленные архивные материалы не давали возможности однозначно воссоздать все габариты и элементы зала, совместно архитекторами ООО "Реставратор-М" и учеными - специалистами по новым информационным технологиям Российской Академии наук была разработана и примененена новая методика реставрационного проектирования, которая позволила практически исключить корректировку рабочей документации в процессе производства и сократить сроки ведения реставрационных работ. Особо следует отметить работу по воссозданию сложнейшего рисунка художественного паркета Александровского зала на основе сильно искаженных архивных материалов, для чего было создано специальное программное обеспечение. Эта работа была высоко оценена Комиссией Министерства культуры РФ по обеспечению научно-методического руководства ремонтно-реставрационными работами на БКД. Изготовление паркета проводилось итальянскими изготовителями непосредственно с компьютерных файлов, выпущенных специалистами мастерской.
В общей сложности специалистам мастерской было выпущено более 500 листов чертежей высочайшей категории сложности, полностью обеспечивших ведение работ по воссозданию архитектурно-художественного убранства Александровского зала.

Технологические исследования подлинных (исторических) образцов материалов, использованных при строительстве БКД (искусственного мрамора, кладочных растворов, позолоты и т.д.).

В результате тщательнейших лабораторных исследований были определены составы, структура и физико-механические характеристики строительных материалов и разработаны технологические рекомендации по воссозданию искусственного мрамора, позолоты, оштукатуриванию сводов.
Все проектные работы проведены специалистами мастерской на высочайшем профессиональном и художественном уровне в предельно сжатые сроки. Вся проектная документация одобрена и утверждена Комиссией Министерства культуры РФ по обеспечению научно-методического руководства ремонтно-реставрационными работами на БКД.
На протяжении всего процесса восстановления Александровского зала специалистами ООО "Реставратор-М" осуществлялся авторский надзор за производством работ с целью обеспечения высокого качества реставрации уникального памятника архитектуры.


Очень сложной оказалась работа по воссозданию осветительной арматуры Александровского зала. Зал украшали шесть люстр, две из которых на 336 рожков и четыре на 318 рожков. Ни до ни после этого люстры такого масштаба не создавались. Единственным аналогом этих люстр были люстры Орденского и некоторых залов Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Однако, в отличие от московских люстр, выполненных из бронзы и затем позолоченных, петербургские выполнялись из шпиатра и вследствие хрупкости этого материала не дожили до наших дней и были заменены латунными по проекту Александра Бенуа. Бенуа сохранил основную идею - три разновеликих обода, украшенных кленовым листом и фигурами двуглавых орлов. В результате изучения архивных источников удалось установить габаритные размеры люстр и описание деталей. Прорисовка деталей производилась по многократно увеличенным архивным фотографиям зала и с использованием фотографий петербургских аналогов. Было обнаружено, что в люстрах Александровского зала был использован тот же орел, что и в люстре … зала собственной половины.

На откосах стен дверного проема сохранились позолоченные филенки и искусственный мрамор.

Большую проблему представляло восстановление каминов и мраморных профилированных панелей, окольцовывающих весь зал. По сметам, хранившимся в архиве в Архиве Древних Актов, удалось воссоздать точные габаритные размеры панелей. По архивным фотографиям были прослежены места стыков блоков. Однако оставалась проблема воссоздания профилей и определения цвета блоков. В архивных документах говорилось лишь, что на панели Кампиони использовал каррарский мрамор II сорта а на камин - I сорта. Этого было недостаточно. И вот находка. В Тайнинской башне Московского кремля была сложена груда мраморных деталей. Их изучение показало, что часть из них относится к панелям и камину Александровского зала. Это решило проблему - реставраторам удалось обмерить подлинные обломы, а также уточнить цветовую гамму мрамора.

При разборке закладок окон второго света Александровского зала была в неприкосновенности раскрыта столярка и мраморные позолоченные откосы окон, которые дали возможность достоверно восстановить столярку и оформление окон первого и второго этажа.

На главную страницу ] Выше ]


Последнее обновление: июня 29, 2011